Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с задержкой психического развития
Описание образовательной программы
Адаптированная
образовательная программа (далее - АОП) для детей дошкольного возраста с задержкой
психического развития (далее - ЗПР) Муниципального бюджетного дошкольного
образовательного учреждения «Детский сад» разработана для обучения детей
дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР).
Программа обеспечивает
образовательную деятельность в группах общеразвивающей направленности в
соответствии с Образовательной программой Муниципального бюджетного дошкольного
образовательного учреждения «Детский сад № 34» (На основе ФОП ДО).
Нормативно-правовой
основой для разработки АОП ДО являются следующие нормативно-правовые документы:
1.
Федеральный закон об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 г. (ред.
от 28.12. 2024 г.).
2.
Указ президента РФ от 09.11.2022 г. № 809 «Об утверждении основ государственной
политики по сохранению и укреплению традиционных российских
духовно-нравственных ценностей» //Указ Президента Российской Федерации от
09.11.2022 г. № 809 – Президент России (KREMLIN.RU).
3.
Указ президента РФ от 21.07.2020 г. № 474 «О национальных целях развития
Российской Федерации на период до 2030 года» // Указ Президента Российской
Федерации от 21.07.2020 г. № 474 – Президент России (KREMLIN.RU).
4.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г №
1155 (ред. от 08.11.2022г.) «Об утверждении федерального образовательного
стандарта дошкольного образования» (зарегестрированно Мнюстом России
14.11.2013г., № 30384) // HTTPS://FGOS.RU/FGOS/FGOS-DO.
5.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11 2022г. № 1028 «Об
утверждении Федеральной образовательной программы дошкольного образования»
(зарегистрировано Минюстом России 28.12.2022г.
№ 71847)
//
HTTP://PUBLICATION.PRAVO.GOV.RU/DOCUMENT/VIEW/0001202212280044.
6. Приказ Министерства просвещения
Российской Федерации от 24.11.2022г. № 1022 «Об утверждении Федеральной адаптированной образовательной
программы дошкольного образования для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья» (зарегистрирован 27.01.2023г. № 72149).
//HTTP://PUBLICATION.PRAVO.GOV.RU/DOCUMENT/VIEW/0001202301270036?YSCLID=LILBCMUIFE403852828.
7. Приказ Министерства просвещения Российской
Федерации от 31.07.2020 № 373 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам – образовательная программам дошкольного образования»
(зарегестрированно Минюстом России 31.08.2020г. № 59599), (в ред. Приказов Минпросвещения РФ от 01.12.2022 № 1048, от 25.10.2023 № 783).
HTTP://PUBLICATION.PRAVO.GOV.RU/DOCUMENT/VIEW/0001202009010021
8. Приказ
Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.09.2013г. № 1082
«Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии» //HTTPS://DOCS.EDU.GOV.RU/DOCUMENT/F9AC867F68A01765EF9CE94EBFE9430E/?YSCLID=LILBE614H31350747
9.
Распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 09.09.2019г. №
Р-93 «Об утверждении примерного положения о психолого-педагогическом консилиуме
образовательной организации»
//HTTPS://DOCS.EDU.GOV.RU/DOCUMENT/6F205375C5B33320E8416DDB5A5704E3/
DOWNLOAD/2269/?YSCLID=LGBZP86LK5657831338
10.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26
«Об утверждении СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных
организаций».
//HTTP://PUBLICATION.PRAVO.GOV.RU/DOCUMENT/VIEW/0001202102030022
11.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. №
28 об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи» № 61573.
HTTP://PUBLICATION.PRAVO.GOV.RU/DOCUMENT/VIEW/0001202012210122
12. Постановление
Главного государственного санитарного врача РФ от28.01.2021г. № 2 Об
утверждении санитарных правил и норм СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для
человека факторов среды обитания»
//HTTP://PUBLICATION.PRAVO.GOV.RU/DOCUMENT/VIEW/0001202102030022
13. Распоряжение
правительства РФ от 31.03.2022г. № 678-Р «Об утверждении концепции развития
дополнительного образования детей до 2030 года».
14. Приказ Министерства просвещения
Российской Федерации от 27.07.2022г. № 629 «Об утверждении порядка организации
и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»
//HTTP://PUBLICATION.PRAVO.
GOV.RU/DOCUMENT/VIEW/0001202209270013
?YSCLID=LILBATXYFE329423562
15.
Образовательная программа МБДОУ д/с № 33 «Золотой петушок» (На основе ФОП ДО).
16.
Устав МБДОУ д/с № 33.
Программа сформирована на основе требований
ФГОС ДО и ФАОП ДО, предъявляемых к структуре адаптированной образовательной
программы дошкольного образования для обучающихся с ЗПР.
Программа
определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне
дошкольного образования для обучающихся с ЗПР, обеспечивает развитие личности
детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их
возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей. АОП
ДО для детей ЗПР сформирована как программа психолого-педагогической поддержки
позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного
возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования
(базовые объем, содержание и планируемые результаты Программы).
Структура АОП ДО разработана в соответствии с
требованиями ФАОП ДО и включает три основных раздела – целевой, содержательный
и организационный.
Целевой
раздел АОП ДО включает пояснительную записку и планируемые результаты освоения
Программы, определяет ее цели и задачи, принципы и подходы к формированию
Программы, планируемые результаты ее освоения в виде целевых ориентиров. АОП ДО
содержит рекомендации по развивающему оцениванию достижения целей в форме
педагогической и психологической диагностики развития обучающихся с ЗПР,
качества реализации АОП ДО. Система оценивания качества реализации программы
ДОУ направлена в
первую
очередь на оценивание созданных учреждением условий внутри образовательного
процесса.
Содержательный
раздел АОП ДО включает описание образовательной деятельности по пяти
образовательным областям:
-
социально-коммуникативное развитие;
-
познавательное развитие;
-
речевое развитие;
-
художественно-эстетическое развитие;
-
физическое развитие;
А
так же описание форм, способов, методов и средств реализации программы, которые
отражают аспекты образовательной среды:
-
предметно-пространственная развивающая образовательная среда;
-
характер взаимодействия с педагогическим работником;
-
характер взаимодействия с другими детьми;
-
система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому;
-
содержание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений
развития обучающихся (программу коррекционно-развивающей работы).
Программа
определяет базовое содержание образовательных областей с учетом возрастных и
индивидуальных особенностей обучающихся в различных видах деятельности, таких
как:
-
предметная деятельность;
-
игровая (сюжетно-ролевая игра, игра с правилами и другие виды игры);
-
коммуникативная (общение и взаимодействие с педагогическим работником и другими
детьми);
-
познавательно-исследовательская (исследование и познание природного и
социального миров в процессе наблюдения и взаимодействия с ними).
А
также такими видами активности ребенка, как:
-
восприятие художественной литературы и фольклора;
-
самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице);
-
конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу,
природный и иной материал;
-
изобразительная (рисование, лепка, аппликация);
-
музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение,
-
музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах);
-
двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.
Содержательный
раздел АОП ДО включает описание коррекционно-развивающей работы, обеспечивающей
адаптацию и включение обучающихся с ЗПР в социум.
Программа
коррекционно-развивающей работы является неотъемлемой частью адаптированной
образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ЗПР в
условиях дошкольных образовательных групп общеразвивающей направленности.
Коррекционно-развивающая программа обеспечивает
достижение максимальной реализации реабилитационного потенциала, учитывает
особые образовательные потребности обучающихся раннего и дошкольного возраста с
ЗПР, удовлетворение которых открывает возможность общего образования.
Коррекционно-развивающая
программа обеспечивает планируемые результаты дошкольного образования
обучающихся раннего и дошкольного возраста с ЗПР в условиях дошкольных
образовательных групп общеразвивающего вида.
Организационный
раздел программы содержит психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка с ЗПР,
особенности организации развивающей предметно-
пространственной
среды, календарный план воспитательной работы с перечнем основных государственных
и народных праздников, памятных дат.