Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи

Описание образовательной программы

1. Адаптированная образовательная программа МБДОУ д/с № 33 «Золотой петушок» (далее МБДОУ) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - Программа) разработана для детей  с тяжёлыми нарушениями речи (далее ТНР) в соответствии с  Федеральной адаптированной образовательной программой дошкольного образования (далее ФАОП)  для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утверждённой приказом министерства Просвещения РФ от 24 ноября 2022 № 1022.п в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами, регламентирующими деятельность МБДОУ:

·          Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 24.06.2023) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 05.07.2023).

·          Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (ред. от 21.01.2019 и от 08.11.2022 – вступил в силу с 28.02.2023 г) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

·          Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 15 мая 2020 г. N 236  «Об утверждении порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования» (в ред. приказов  от 08.09.2020 г. № 471, от 04.04.2021 г. № 686, от 23.01.2023 г.)

·          «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования», утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 июля 2020 г. № 373 (зарегистрирован 12.01.2023 № 71978) 

·          Приказ Минтруда России от 18 октября 2013 г., № 544н. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»

·          Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 года № 1025 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

·          Указ Президента РФ от 9 ноября 2022 г № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»

·          Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи и др. федеральные, региональные, муниципальные документы.

·          Распоряжение Минпросвещения России от 06.08.2020  №  Р-75 (ред. от 06.04.2021 г) «Об утверждении примерного Положения об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность»

·          Лицензия на осуществление образовательной деятельности (серия 61Л01 0002263, регистрационный 4679 от 23.04.2015 г.);

·          Устав МБДОУ д/с № 33 «Золотой петушок»

2. Программа представляет собой учебно-методическую документацию, в соответствии с которой педагогический коллектив МБДОУ № 33 «Золотой петушок» организует и реализует образовательную деятельность обучающихся в возрасте от 4 до 7 лет, работу по воспитанию, формированию и развитию личности дошкольников с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей развития и особых образовательных потребностей обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи (далее по тексту ТНР), а также их индивидуальных способностей и возможностей.

3.Основанием к разработке АОП является заключение психолого- медико-педагогической комиссии, в котором определено конкретное нарушение развития и в рекомендациях обозначена необходимость работы по адаптированной образовательной программе соответствующей особым образовательным потребностям ребенка.

4. Содержание и планируемые результаты (целевые ориентиры) Программы для обучающихся с ТНР не ниже соответствующих содержания и планируемых результатов ФАОП.

По своему организационно-управленческому статусу данная Программа, реализующая принципы Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее Стандарт), имеет модульную структуру.

5. Рамочный характер Программы раскрывается через представление общей модели образовательного процесса в МБДОУ, возрастных нормативов развития, общих и особых образовательных потребностей обучающихся дошкольного возраста с ТНР, определение структуры и наполнения содержания образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка в пяти образовательных областях.

6. Структура Программы в соответствии с требованиями Стандарта включает три основных раздела - целевой, содержательный и организационный.

1. Целевой раздел Программы включает:

1.1. Пояснительную записку:

·          цели и задачи;

·          принципы и подходы к формированию программы.

1.2. Планируемые результаты, представленные в виде целевых ориентиров.

1.3. Педагогическая диагностика достижения планируемых результатов

2. Содержательный раздел Программы включает:

2.1. Задачи и содержание образовательной деятельности по пяти образовательным областям для всех возрастных групп:

·          социально-коммуникативное развитие;

·          познавательное развитие;

·          речевое развитие;

·          художественно-эстетическое развитие;

·          физическое развитие;

2.2. Вариативные формы, способы, методы и средства реализации Программы, которые отражают аспекты предметно-пространственной развивающей образовательной среды;

2.3. Особенности  образовательной деятельности разных видов и культурных практик;

2.4. Способы и направления поддержки детской инициативы;

2.5. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями обучающихся.Хочу такой сайт

2.6. Направления, задачи и содержание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития обучающихся (программу коррекционно-развивающей работы).

 

2.7. Рабочая программа воспитания:

·          пояснительная записка;

·          целевой раздел;

·          содержательный раздел;

·          организационный раздел.

2.8. Программа определяет базовое содержание образовательных областей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся в различных видах деятельности:

·          Предметная деятельность.

·          Игровая (сюжетно-ролевая игра, театрализованная, режиссёрская, строительно-конструктивная, дидактическая, подвижная и другие виды игры)

·          Коммуникативная: общение со взрослым (ситуативно-деловое, внеситуативно-познавательное, внеситуативно-личностное) и сверстниками (эмоционально-практическое,  ситуативно-деловое, внеситуативно-деловое).

·          Речевая (понимание речи взрослого, слушание и понимание стихов, активная речь, слушание речи сверстников и взрослого и сверстников, активная монологическая и диалогическая речь)

·          Познавательно-исследовательская (исследование и познание природного и социального миров в процессе наблюдения и взаимодействия с ними) и экспериментирование с материалами  и веществами.

·          Изобразительная (рисование, лепка, аппликация) и конструирование из разных материалов по образцу, условию и замыслу ребёнка.

·          Двигательная (основные виды движений, общеразвивающие и спортивные упражнения, подвижные и элементы спортивных игр и др.).

·          Элементарная трудовая деятельность (самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд)

·          Музыкальная (слушание и понимание музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах).

2.9. Содержательный раздел Программы включает описание коррекционно-развивающей работы, обеспечивающей адаптацию и включение обучающихся с ОВЗ в социум. Коррекционно-образовательный процесс представлен в «Программе» как целостная структура, а сама «Программа» является комплексной

Программа коррекционно-развивающей работы:

1. Является неотъемлемой частью адаптированной образовательной программы дошкольного образования обучающихся с ОВЗ в условиях дошкольных образовательных групп компенсирующей направленности.

2. Обеспечивает достижение максимальной реализации реабилитационного потенциала.

3. Учитывает особые образовательные потребности обучающихся дошкольного возраста с ТНР, удовлетворение которых открывает возможность общего образования.

Программа обеспечивает планируемые результаты дошкольного образования обучающихся дошкольного возраста с ТНР в условиях дошкольных образовательных групп и компенсирующей направленности.

7. Организационный раздел Программы содержит:

·          Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка той или иной нозологической группы;

·          Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды;

·          Материально- техническое обеспечение Программы, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания;

·          Примерный перечень литературных, музыкальных, художественных, анимационных произведений для реализации Программы;

·          Календарный план воспитательной работы с перечнем основных государственных и народных праздников, памятных дат в календарном плане воспитательной работы МБДОУ.

8. Объем обязательной части Программы составляет не менее 60% от ее общего объема. Объем части Программы, формируемой участниками образовательных отношений, составляет не более 40% от ее общего объема,  описание традиционных событий, праздников и мероприятий с учетом региональных и других социокультурных особенностей включено в часть, формируемую участниками образовательных отношений.

9. Программа содержит рекомендации по развивающему оцениванию достижения целей в форме педагогической и психологической диагностики развития обучающихся, а также качества реализации  Программы МБДОУ. Система оценивания качества реализации Программы направлена в первую очередь на оценивание созданных МБДОУ условий внутри образовательного процесса.

10. Программы для разных нозологических групп разработаны с учетом особенностей развития и особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР.

 

11. Программа сформирована как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста, обеспечивающая разностороннее развитие воспитанников МБДОУ с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение ими уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности.

 

12. Программа реализуется на государственном языке Российской Федерации.

АОП ДО по ФАОП Документ подписан электронной подписью Серийный номер 42050279359779253213008452138721925187139460024 Директор/Заведующий Шилеева Ирина Сергеевна Дата подписания документа 06.10.2025 13:16:25 (скачать) (посмотреть) (текст документа)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».