Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи
Описание образовательной программы
1. Адаптированная
образовательная программа МБДОУ д/с № 33 «Золотой
петушок» (далее МБДОУ) для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - Программа)
разработана для детей с тяжёлыми
нарушениями речи (далее ТНР) в соответствии с
Федеральной адаптированной
образовательной программой дошкольного образования (далее ФАОП) для обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья, утверждённой приказом министерства Просвещения РФ от 24 ноября 2022 №
1022.п в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами, регламентирующими деятельность
МБДОУ:
·
Федеральный закон от 29.12.2012 N
273-ФЗ (ред. от 24.06.2023) "Об
образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 05.07.2023).
·
Приказ Минобрнауки России от
17.10.2013 № 1155 (ред. от 21.01.2019 и от 08.11.2022 – вступил в силу с
28.02.2023 г) «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования».
·
Приказ
Министерства просвещения Российской Федерации от
15 мая 2020 г. N 236 «Об утверждении порядка приема на обучение по
образовательным программам дошкольного образования» (в ред. приказов от 08.09.2020 г. № 471, от 04.04.2021 г. №
686, от 23.01.2023 г.)
·
«О внесении изменений в Порядок
организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного
образования», утвержденный приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 31 июля 2020 г. № 373 (зарегистрирован 12.01.2023 № 71978)
·
Приказ Минтруда России от 18
октября 2013 г., № 544н. Профессиональный
стандарт «Педагог (педагогическая
деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего
общего образования) (воспитатель, учитель)»
·
Приказ
Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 года № 1025 «Об
утверждении федеральной адаптированной
образовательной программы
основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья».
·
Указ
Президента РФ от 9 ноября 2022 г № 809 «Об утверждении Основ государственной
политики по сохранению и укреплению традиционных
российских духовно-нравственных ценностей»
·
Постановление Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об
утверждении СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи и др. федеральные, региональные,
муниципальные документы.
·
Распоряжение Минпросвещения
России от 06.08.2020 № Р-75 (ред. от 06.04.2021 г) «Об утверждении примерного Положения об
оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную
деятельность»
·
Лицензия на осуществление образовательной деятельности (серия 61Л01 № 0002263,
регистрационный
№ 4679 от 23.04.2015 г.);
·
Устав МБДОУ д/с № 33
«Золотой петушок»
2. Программа представляет собой учебно-методическую
документацию, в соответствии с которой педагогический коллектив МБДОУ №
33 «Золотой петушок» организует и реализует
образовательную деятельность обучающихся в возрасте от 4 до 7 лет, работу по
воспитанию, формированию и развитию личности дошкольников с ограниченными
возможностями здоровья с учётом особенностей развития и особых
образовательных потребностей обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи (далее по
тексту ТНР), а также их индивидуальных способностей и возможностей.
3.Основанием
к разработке АОП является заключение психолого- медико-педагогической
комиссии, в котором определено конкретное нарушение развития и в рекомендациях
обозначена необходимость работы по адаптированной
образовательной программе
соответствующей особым образовательным потребностям ребенка.
4. Содержание и
планируемые результаты (целевые ориентиры) Программы для обучающихся с ТНР не
ниже соответствующих содержания и планируемых результатов ФАОП.
По своему
организационно-управленческому статусу данная Программа, реализующая принципы Федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее
Стандарт), имеет модульную структуру.
6.
Структура
Программы в
соответствии с требованиями Стандарта
включает три основных раздела - целевой, содержательный и организационный.
1. Целевой раздел Программы включает:
1.1. Пояснительную
записку:
·
цели
и задачи;
·
принципы
и подходы к формированию программы.
1.2. Планируемые
результаты, представленные в виде целевых ориентиров.
1.3.
Педагогическая диагностика достижения планируемых результатов
2. Содержательный раздел Программы
включает:
2.1. Задачи и
содержание образовательной деятельности по пяти образовательным областям для
всех возрастных групп:
·
социально-коммуникативное
развитие;
·
познавательное
развитие;
·
речевое
развитие;
·
художественно-эстетическое
развитие;
·
физическое
развитие;
2.2. Вариативные формы,
способы, методы и средства реализации Программы, которые отражают аспекты
предметно-пространственной развивающей образовательной среды;
2.3. Особенности образовательной деятельности разных видов и
культурных практик;
2.4. Способы и
направления поддержки детской инициативы;
2.5. Особенности
взаимодействия педагогического коллектива с семьями обучающихся.
2.6.
Направления, задачи и содержание образовательной деятельности по
профессиональной коррекции нарушений развития обучающихся (программу
коррекционно-развивающей работы).
2.7.
Рабочая
программа воспитания:
·
пояснительная записка;
·
целевой раздел;
·
содержательный раздел;
·
организационный раздел.
·
Предметная
деятельность.
·
Игровая
(сюжетно-ролевая игра, театрализованная, режиссёрская,
строительно-конструктивная, дидактическая, подвижная и другие виды игры)
·
Коммуникативная:
общение со взрослым (ситуативно-деловое, внеситуативно-познавательное,
внеситуативно-личностное) и сверстниками (эмоционально-практическое, ситуативно-деловое, внеситуативно-деловое).
·
Речевая
(понимание речи взрослого, слушание и понимание стихов, активная речь, слушание
речи сверстников и взрослого и сверстников, активная монологическая и
диалогическая речь)
·
Познавательно-исследовательская
(исследование и познание природного и социального миров в процессе наблюдения и
взаимодействия с ними) и экспериментирование с материалами и веществами.
·
Изобразительная
(рисование, лепка, аппликация) и конструирование из разных материалов по
образцу, условию и замыслу ребёнка.
·
Двигательная
(основные виды движений, общеразвивающие и спортивные упражнения, подвижные и
элементы спортивных игр и др.).
·
Элементарная
трудовая деятельность (самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в
природе, ручной труд)
·
Музыкальная
(слушание и понимание музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические
движения, игра на детских музыкальных инструментах).
Программа коррекционно-развивающей работы:
1. Является неотъемлемой частью
адаптированной образовательной программы дошкольного образования обучающихся с
ОВЗ в условиях дошкольных образовательных групп компенсирующей направленности.
2. Обеспечивает достижение максимальной
реализации реабилитационного потенциала.
3. Учитывает особые образовательные
потребности обучающихся дошкольного возраста с ТНР, удовлетворение которых
открывает возможность общего образования.
Программа
обеспечивает планируемые результаты дошкольного образования обучающихся
дошкольного возраста с ТНР в условиях дошкольных образовательных групп и
компенсирующей направленности.
7. Организационный раздел Программы
содержит:
·
Психолого-педагогические
условия, обеспечивающие развитие ребенка той или иной нозологической группы;
·
Особенности
организации развивающей предметно-пространственной среды;
·
Материально-
техническое обеспечение Программы, обеспеченность методическими материалами и
средствами обучения и воспитания;
·
Примерный
перечень литературных, музыкальных, художественных, анимационных произведений
для реализации Программы;
·
Календарный
план воспитательной работы с перечнем основных государственных и народных
праздников, памятных дат в календарном плане воспитательной работы МБДОУ.
8.
Объем
обязательной части Программы составляет не менее 60% от ее общего
объема. Объем части Программы, формируемой участниками образовательных отношений,
составляет не более 40% от ее общего объема,
описание традиционных событий,
праздников и мероприятий с учетом региональных и других социокультурных
особенностей включено в часть, формируемую участниками образовательных
отношений.
10. Программы для разных нозологических
групп разработаны с учетом особенностей развития и особых образовательных
потребностей обучающихся с ТНР.
11. Программа сформирована как программа
психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации,
развития личности детей дошкольного возраста, обеспечивающая разностороннее
развитие воспитанников МБДОУ с учетом их возрастных и индивидуальных
особенностей, в том числе достижение ими уровня развития, необходимого и
достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального
общего образования, на основе индивидуального подхода и специфичных для детей
дошкольного возраста видов деятельности.
12. Программа реализуется на государственном языке Российской
Федерации.